О наемничестве

Грубова Е.И. Преступления против мира и безопасности человечества: состояние, тенденции и перспективы развития в национальном уголовном законодательстве (Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. N 1. С. 11 — 14.)
Полагаю, что российский законодатель в нормы вкладывает несколько больший смысл, чем данное деяние трактуется в международном акте. Так, перечень деяний, обозначенных в диспозиции ст. 359 УК РФ «Наемничество» носит открытый характер в отношении такого действия, как финансирование наемника. Одновременно с этим Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников достаточно четко их (что видно из самого названия документа). Более того дефиниция наемничества, данная в примечании к ст. 359 УК РФ <21>, не соответствует и в некоторых случаях и противоречит положению Конвенции в отношении размера материального вознаграждения (в Конвенции имеется уточнение о том, что последнее существенно превышает материальное вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам того же ранга, и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны); уточнения и конкретизации официальных обязанностей. По мнению О. Бибика, это означает, что, если буквально применить ст. 359 УК РФ, она принципиально исказит первоначальный смысл положения международного договора и распространит свое действие и на тех лиц, которые не признаются наемниками по международному праву. Подобное толкование может привести к коллизии с положениями международного гуманитарного права, которые допускают участие добровольцев (иностранцев и лиц без гражданства) в военных действиях на территории другого государства. Данные лица, как и прочие комбатанты, включаются в личный состав вооруженных сил и могут вследствие этого обстоятельства получать вознаграждение (денежное довольствие), которое при этом не обусловливает их участия в вооруженной борьбе.


Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников
(4 декабря 1989 года)

Статья 1



Для целей настоящей Конвенции:

1. Термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

2. Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей; и
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Что интересно, ни Россия, ни США к Конвенции не присоединились.
А Сирия — с оговорками, как и некоторые другие страны (https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=IND&mtdsg_no=XVIII-6&chapter=18&lang=_en).
Куба не согласилась с определением наёмника, как раз по критерию вознаграждения
Украина в конце 2015 сделала заявление — treaties.un.org/doc/Publication/CN/2015/CN.614.2015-Eng.pdf

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.